ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 68RS0001-01-2024-003928-76 |
Дата поступления | 03.07.2024 |
Категория дела | Дела, связанные с социальными спорами → Другие социальные споры → Иные социальные споры |
Судья | Земцова Елена Дмитриевна |
Дата рассмотрения | 28.08.2024 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Номер здания, название обособленного подразделения | Гражданская коллегия |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде | 03.07.2024 | 09:46 | 03.07.2024 | ||||||
Передача материалов судье | 03.07.2024 | 15:24 | 03.07.2024 | ||||||
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению | 04.07.2024 | 09:34 | Иск (заявление, жалоба) принят к производству | 04.07.2024 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 04.07.2024 | 09:34 | 04.07.2024 | ||||||
Подготовка дела (собеседование) | 25.07.2024 | 10:00 | Зал № 49 | Рассмотрение дела начато с начала | Вступлении в процесс третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора | 04.07.2024 | |||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 25.07.2024 | 15:33 | 25.07.2024 | ||||||
Судебное заседание | 14.08.2024 | 14:30 | Зал № 49 | Заседание отложено | ИСТРЕБОВАНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ | 25.07.2024 | |||
Судебное заседание | 28.08.2024 | 12:00 | Зал № 49 | Вынесено решение по делу | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО | 14.08.2024 | |||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 11.09.2024 | 11:08 | 12.09.2024 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 23.09.2024 | 10:00 | 24.09.2024 | ||||||
Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле | 13.01.2025 | 14:48 | о взыскании судебных расходов | 14.01.2025 | |||||
Изучение поступившего ходатайства/заявления | 14.01.2025 | 14:49 | Назначено судебное заседание для рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса | 14.01.2025 | |||||
Судебное заседание | 04.02.2025 | 11:30 | Зал № 49 | Ходатайство/заявление УДОВЛЕТВОРЕНО | 14.01.2025 | ||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса | 12.02.2025 | 16:26 | 12.02.2025 | ||||||
Дело оформлено | 10.03.2025 | 12:42 | 10.03.2025 | ||||||
Дело передано в архив | 10.03.2025 | 12:42 | 10.03.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Администрация Мичуринского округа Тамбовской области | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Красносвободненская школа-интернат | ||||||||
ОТВЕТЧИК | Министерство социальной защиты и семейной политики Тамбовской области | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | ТОГОУ "Платоновский детский дом" | ||||||||
ИСТЕЦ | Трубочкин Сергей Николаевич |
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЛИСТЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата выдачи | Серия, номер бланка | Номер электронного ИД | Статус | Кому выдан / направлен | |||||
16.10.2024 | ФС № 050385439 | Выдан | Взыскатель |
Гражданское дело <данные изъяты>
УИД: <данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<данные изъяты>
Октябрьский районный суд <данные изъяты> в составе:
председательствующего судьи Земцовой Е.Д.,
при секретаре Ерошине В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трубочкина Сергея Николаевича к Министерству социальной защиты и семейной политики <данные изъяты> о предоставлении специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Трубочкин С.Н. обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты и семейной политики <данные изъяты> о предоставлении специализированного жилого помещения.
В обоснование иска указал, что относится к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достиг возраста 23 лет, вследствие смерти отца и лишения родительских прав матери. С <данные изъяты> истец был зачислен в Платоновский детский дом, что подтверждается архивной справкой №<данные изъяты> ТОГБУ «Государственный архив <данные изъяты>». В последующем он с <данные изъяты> <данные изъяты> воспитывался и находился на полном государственном обеспечении в ТОГБОУ «Красносвободненская санаторная школа-интернат» в статусе лица, оставшегося без попечения родителей, что подтверждается ответом ТОГБОУ «Красносвободненская санаторная школа-интернат» <данные изъяты> Администрацией школы-интерната в интересах истца как несовершеннолетнего лица были направлены документы в органы опеки и <данные изъяты> для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании ФЗ № 159-ФЗ от <данные изъяты> обучался в ГОУ НПО «Профессиональный лицей <данные изъяты>». Администрацией школы-интерната документы, касающиеся его социального статуса, и для дальнейшей работы по решению жилищного вопроса были переданы в администрацию Аграрно-технического лицея <данные изъяты> Однако, ни в период обучения, ни по окончании пребывания в учебном заведении администрацией Аграрно-технического лицея <данные изъяты> ему не было разъяснено право на обращение с заявлением и соответствующим пакетом документов для включения в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением. Истец не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя или собственником жилого помещения. По окончании пребывания в государственном детском учреждении жилым помещением истец не был обеспечен, что является фактом нарушения его конституционных и жилищных прав как социально незащищенного лица, а также свидетельствует о нарушении требований Федерального закона <данные изъяты> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Сложившаяся тяжелая жизненная ситуация, необходимость постоянного поиска средств к существованию объективно препятствовали истцу, не обладающему никакими юридическими познаниями при отсутствии соответствующих разъяснений со стороны органов опеки и попечительства, педагогов в образовательном учреждении, своевременно узнать о своих правах, самостоятельно своевременно обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Считает, что установленный законом срок пропущен им по уважительной причине, и должен быть восстановлен. <данные изъяты> с целью реализации своего права, подготовив необходимый пакет документов, истец обратился в ТОГБУ СОН «Забота» с заявлением о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Однако, до настоящего времени он не уведомлен о результатах рассмотрения заявления и принятого по нему решения. Бездействие должностных лиц Министерства социальной защиты и семейной политики <данные изъяты> (игнорирование заявления) не только нарушает права и интересы истца на социальное обеспечение, но и является прямым нарушением ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» и Правил формирования списка детей-сирот.
Истец Трубочкин С.Н. и его представитель – Воробьев А.В. (ордер № <данные изъяты> в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме и по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель истца Воробьев А.В. пояснил, что истец пропустил срок по независящим от него обстоятельствам. С <данные изъяты> Трубочкин С.Н. находился в ТОГБОУ «Красносвободненская санаторная школа-интернат». Перед окончанием обучения администрацией ТОГБОУ «Красносвободненская санаторная школа-интернат» были направлены документы в органы опеки и попечительства <данные изъяты> для постановки на очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании Федерального закона от <данные изъяты>. Однако, Органы опеки ненадлежащим образом исполнили свои обязанности.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты и семейной политики <данные изъяты> Козодаев Е.А. (по доверенности) в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях, в которых, указано, что поскольку учетное дело Трубочкина С.Н. до достижения им 23-х лет в Министерство не поступало, то он не находится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Поскольку на момент подачи искового заявления он достиг возраста 37 лет, то утратил статус «лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и уже не может рассматриваться как лицо, имеющее право на меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от <данные изъяты>. Истцом не указаны конкретные причины и обстоятельства, которые подтверждают уважительность несвоевременного обращения для признания нуждающимся в предоставлении жилого помещения и включении в список, а именно, не представлены доказательства, что истец не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и не обратился в Министерство с целью включения в список по уважительным причинам до достижения 23-х летнего возраста. В частности, не было представлено: ненадлежащее выполнение обязанностей по защите его прав в тот период, когда он был несовершеннолетним, опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых он обучался и (или) воспитывался; незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в период его возраста до 23-х лет; состояние здоровья, которое объективно не позволяло ему встать на учет нуждающихся в жилом помещении; установление обстоятельств того, что до достижения возраста 23-х лет предпринимались попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но он не был поставлен на учет из-за отсутствия всех необходимых документов. Утверждение истца об игнорировании его заявления не соответствует действительности, т.к. после подачи заявления <данные изъяты> направлялось письмо с разъяснением о том, что истец должен предоставить документы, подтверждающие статус «лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Но никаких документов предоставлено не было.
Представители третьих лиц ТОГОУ «Платоновский детский дом», ТОГБОУ «Красносвободненская санаторная школа-интернат», администрация Мичуринского муниципального округа <данные изъяты> в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. Представитель ТОГБОУ «Красносвободненская санаторная школа-интернат» просил рассмотреть дело без их участия.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, и определяющим общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц, является Федеральный закон от <данные изъяты> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В силу абзацев 3 и 4 статьи 1 Федерального закона от <данные изъяты> детьми, оставшимися без попечения родителей, признаны лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения обоих родителей в связи с лишением их родительских прав; лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются, в том числе лица, которые в возрасте до 18 лет остались без попечения обоих родителей.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от <данные изъяты> детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений
Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет; а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения возраста 18 лет; по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзацы 2, 3 пункта 1 статьи 8).
Об этом же указано в статье <данные изъяты>-З «О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Постановлением Правительства РФ <данные изъяты> были утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте РФ по новому месту жительства.
В соответствии с пунктом 3 Правил в список включаются, в том числе лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию <данные изъяты> или после <данные изъяты> имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые достигли возраста 23 лет, если в установленном порядке они не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.
В этой связи Верховный Суд РФ в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом <данные изъяты> разъяснил, что отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. Поэтому судам необходимо выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными, требование истца об обеспечении его жилым помещением вполне обоснованно подлежит удовлетворению.
Как следует из Обзора судебной практики по данному вопросу (утвержден Президиумом Верховного Суда <данные изъяты> решение о предоставлении жилья (постановки на учет) данной категории граждан судам необходимо принимать исходя из того, что отсутствие их на учете не может само по себе рассматриваться в качестве безусловного отказа в удовлетворении искового заявления без учета всех причин, по которым указанные граждане не встали или не были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилье, и в случае признания их уважительности, следует удовлетворять требования истца.
Уважительными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, основанием для защиты в судебном порядке права обеспечения жильем, являются, в частности, ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав таких лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых они обучались и (или) воспитывались; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении.
Таким образом, возможность реализовать свое право на обеспечение жилым помещением для лиц названной категории определяется, в первую очередь, действиями уполномоченных органов исполнительной власти.
В силу статьи 121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случае смерти родителей, лишения их родительских прав, а также в иных случаях возлагается на органы опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от <данные изъяты> «Об опеке и попечительстве» основными задачами органов опеки и попечительства являются: защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством; надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от <данные изъяты> орган опеки и попечительства обязан осуществлять в порядке и сроки, которые определяются Правительством РФ, проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и обязанностей.
Кроме того, в силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона от <данные изъяты> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ранее действовавшей редакции) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны были осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Судом установлено, что Трубочкин С.Н<данные изъяты>. рождения, относится к лицам из числа детей сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решениями <данные изъяты> родители истца были лишены родительских прав. Постановлением администрации <данные изъяты> Трубочкин С.Н. был направлен в Платоновский детский дом. С <данные изъяты> истец воспитывался и находился на полном государственном обеспечении в ТОГБОУ «Красносвободненская санаторная школа-интернат». С сентября 2004 г. по май 2007 г. Трубочкин С.Н. обучался в ГОУ НПО «Профессиональный лицей <данные изъяты>
Из материалов дела следует, что постановлением администрации <данные изъяты> определено, что жилая площадь несовершеннолетнему Трубочкину С.Н. будет предоставлена в соответствии со ст. 37 Жилищного кодекса РФ по окончании пребывания ребенка в детском государственном учреждении.
Из уведомления филиала ППК «Роскадастр» по <данные изъяты> следует, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о субъекте права - Трубочкин С.Н., <данные изъяты>
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Трубочкин С.Н. относился к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Как пояснил суду истец, он впервые обратился в Министерство социальной защиты и семейной политики <данные изъяты> с заявлением по вопросу включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о предоставлении жилого помещения в 2024 г., ранее с заявлением о предоставлении по указанным основаниям, в компетентные органы ни до достижения 23 лет, ни по достижении 23 лет, письменно не обращался в связи с юридическою неосведомленностью о своих правах.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указывает, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от <данные изъяты> он не лишен права и на сегодняшний день, в возрасте старше 23 лет обратиться с соответствующим заявлением для включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Из ответа ТОГБОУ «Красносвободненская санаторная школа-интернат» <данные изъяты> следует, что Трубочкин С.Н. находился в школе-интернате с <данные изъяты> Перед окончанием обучения и нахождения в школе-интернате администрацией школы-интерната были направлены документы в органы опеки и попечительства <данные изъяты> для постановки истца в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании Федерального закона от <данные изъяты>
До 2019 г. полномочиями на ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли 23 лет и которые подлежат обеспечению жилыми помещениями были наделены администрации сельских поселений, которые в последующем, на основании постановления Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства» передали все личные дела в Министерство (ранее Управление) социальной защиты и семейной политики <данные изъяты> Данные по Трубочкину С.Н. от сельского поселения не поступали.
Как следует из ответа отдела по охране прав детства при управлении образования администрации Мичуринского муниципального округа <данные изъяты> с заявлением по вопросу внеочередного получения жилья или оформления пакета документов для получения жилищной субсидии Трубочкин С.Н. не обращался.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что право истца на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда могло быть прекращено только в случае предоставления ему жилого помещения на законных основаниях. Трубочкин С.Н. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, однако в установленном законом порядке не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и, соответственно, не реализовал его, по состоянию на дату совершеннолетия или после указанной даты. При этом, недвижимого имущества на праве собственности у истца не имеется.
Приходя к выводу о нарушении жилищных прав и законных интересов Трубочкина С.Н., не включенного в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, жилой площадью администрацией <данные изъяты> обеспеченного, при наличии уважительных причин пропуска срока на обращение в администрацию для постановки на учет, суд с учетом положений Федерального закона от <данные изъяты> «Об опеке и попечительстве», исходит из того, что истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, какое-либо жилье в его собственность не перешло и не сохранилось за ним, в органах опеки и попечительства какие-либо сведения об истце как лице, лишенном родительской опеки, кроме единичной записи о том, что Трубочкин С.Н. был выявлен по адресу: РФ, <данные изъяты>, не имеется, что свидетельствует об отсутствии контроля со стороны органов опеки.
Относимых и допустимых доказательств того, что органы опеки и иные специализированные организации органа местного самоуправления до достижения Трубочкиным С.Н. 23-летнего возраста (до 2010 г.) проявили какую-либо заинтересованность в вопросе опеки и попечительства последнего, а также материальном обеспечении и обустройстве жизненного уклада, несмотря на закрепленную законодательно обязанность таковых, в материалах дела не имеется, как и сведений о том, что истцу государственными учреждениями было разъяснено наличие у него соответствующего права.
Поскольку Трубочкин С.Н., действуя как добросовестный участник сложившихся правоотношений обоснованно мог полагаться на должный контроль со стороны государственных органов, который должен был исполняться своевременно, а орган местного самоуправления не был лишен возможности затребовать документы самостоятельно и (или) разъяснить лицу, при наличии его под контролем и надзором соответствующих органов опеки, какие документы он должен представить, при отсутствии сведений по информированию органом о необходимости предоставления соответствующих сведений относительно обстоятельств достижения 18-летнего возраста, дальнейшего обучения и пребывания под фактической опекой компетентных образовательных учреждений, то к сложившимся правоотношениям не применимы общие положения о последствиях давности не совершения юридически значимых действий в виде утраты соответствующего интереса.
Соответственно, в силу статьи 1 Федерального закона от <данные изъяты> истец являлся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в силу вышеприведенных норм, при соблюдении соответствующих условий имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В настоящее время обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии со Списком, сформированным в порядке, установленном статьей 6.1 <данные изъяты>
Данный список формирует Министерство социальной защиты и семейной политики <данные изъяты> - исполнительный орган власти, который уполномочен на территории <данные изъяты> обеспечивать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью.
Вследствие ненадлежащего выполнения обязанностей по защите прав Трубочкина С.Н., как лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в тот период, когда он был несовершеннолетним, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучался и (или) воспитывался истец, которые не приняли мер по контролю за жилищными условиями истца и не исполнили свои обязанности по обращению в уполномоченный орган с заявлением об обеспечении его жилым помещением, требование истца к Министерству социальной защиты и семейной политики <данные изъяты> об обязании включить его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, подлежит удовлетворению.
Приходя к такому выводу, суд также учитывает, что на настоящий момент истец нуждается в жилом помещении.
Оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным действия (бездействие) Министерства социальной защиты и семейной политики, связанные с игнорированием заявления истца от <данные изъяты> о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещения, суд не находит. Данное заявление было принято ответчиком и рассмотрено. Истцу дан ответ <данные изъяты> о необходимости предоставления дополнительных документов.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Трубочкина Сергея Николаевича удовлетворить частично.
Признать пропуск срока обращения Трубочкина Сергея Николаевича по вопросу включения в список из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, пропущенным по уважительной причине.
Обязать Министерство социальной защиты и семейной политики <данные изъяты> предоставить Трубочкину Сергею Николаевичу, <данные изъяты>, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не менее установленных социальных норм.
В остальной части требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Октябрьский районный суд <данные изъяты> в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья Е.Д. Земцова
Мотивированное решение изготовлено <данные изъяты>
Судья Е.Д. Земцова
