- ДЕЛО
- ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА
- СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА)
- ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ (ПОСТ.)
- ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЛИСТЫ
- СУДЕБНЫЕ АКТЫ
ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 68RS0001-01-2023-001733-49 |
Дата поступления | 06.04.2023 |
Категория дела | Прочие исковые дела → прочие (прочие исковые дела) |
Судья | Грязнева Елена Васильевна |
Дата рассмотрения | 15.08.2023 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Номер здания, название обособленного подразделения | Гражданская коллегия |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде | 06.04.2023 | 15:52 | 06.04.2023 | ||||||
Передача материалов судье | 06.04.2023 | 16:02 | 06.04.2023 | ||||||
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению | 10.04.2023 | 11:25 | Иск (заявление, жалоба) принят к производству | 10.04.2023 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 10.04.2023 | 11:25 | 10.04.2023 | ||||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 10.04.2023 | 11:25 | 10.04.2023 | ||||||
Судебное заседание | 24.04.2023 | 16:00 | Зал № 36 | Рассмотрение дела начато с начала | Вступлении в процесс третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора | 10.04.2023 | |||
Судебное заседание | 18.05.2023 | 11:00 | Зал № 20 | Рассмотрение дела начато с начала | Вступлении в процесс третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора | 25.04.2023 | |||
Судебное заседание | 09.06.2023 | 10:00 | Зал № 20 | Заседание отложено | ИНЫЕ ПРИЧИНЫ | 18.05.2023 | |||
Судебное заседание | 04.07.2023 | 15:00 | Зал № 20 | Заседание отложено | ИНЫЕ ПРИЧИНЫ | 09.06.2023 | |||
Судебное заседание | 17.07.2023 | 10:45 | Зал № 20 | Рассмотрение дела начато с начала | Изменение основания или предмета иска, увеличение размера исковых требований | 04.07.2023 | |||
Судебное заседание | 15.08.2023 | 10:30 | Зал № 20 | Вынесено решение по делу | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН | 17.07.2023 | |||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 21.08.2023 | 16:16 | 28.08.2023 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 17.10.2023 | 17:17 | 17.10.2023 | ||||||
Дело оформлено | 25.12.2023 | 12:24 | 25.12.2023 | ||||||
Дело передано в архив | 25.12.2023 | 12:24 | 25.12.2023 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | ИП Гусейнов Рагим Гасан оглы | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | ИП Савинкова Светлана Анатольевна | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Маханек Олег Сергеевич | ||||||||
ОТВЕТЧИК | ООО "Автовокзал" | 6829159280 | |||||||
ИСТЕЦ | Управление Роспотребнадзора по Тамбовской области | 6829012104 | 1056882299704 |
ЖАЛОБА № 1* | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид жалобы (представления) | Апелляционная жалоба (на не вступивший в силу судебный акт) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заявитель | ОТВЕТЧИК | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вышестоящий суд | Тамбовский областной суд | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---=== ДВИЖЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===--- | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Назначено в вышестоящий суд на дату | 05.12.2023 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата рассмотрения жалобы | 05.12.2023 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Результат обжалования | Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения |
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЛИСТЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата выдачи | Серия, номер бланка | Номер электронного ИД | Статус | Кому выдан / направлен | |||||
15.12.2023 | 68RS0001#2-1897/2023#1 | Выдан | Октябрьское районное отделение судебных приставов | ||||||
01.02.2024 | ФС № 046794889 | Выдан | Взыскатель |
Дело №
УИД: 68RS0№-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 августа 2023 года. <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Грязневой Е.В.,
при секретарях ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>, ИНН/КПП 6829012104/682901001, в интересах неопределенного круга потребителей к ООО «Автовокзал», ИНН 6829159280, о признании действий противоправными, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в интересах неопределенного круга потребителей обратилось в суд с иском к ООО «Автовокзал» о признании действий, выразившихся в нарушении требований по предоставлению права бесплатного пользования туалетом пассажирами, имеющими право на передвижение через автовокзал, расположенный по адресу: <адрес>, возложении обязанности обеспечить соблюдение требований пункта 13 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее Правила), разместить в удобном для обозрения месте для пассажиров, следующих через автовокзал, расположенный по адресу:<адрес>, информацию о конкретном бесплатном туалете автовокзала для обеспечения предусмотренных пунктом 13 указанных Правил прав пассажиров на бесплатное пользование туалетом; довести настоящее решение суда до сведения пассажиров автовокзала, расположенного по адресу: <адрес>, указав в обоснование, что в соответствии со ст. 4, 46 ГПК РФ и п. 7 ст. 40, ст. 46 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителей» в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Поводом для обращения Управления Роспотребнадзора по <адрес> в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей явилось заявление гражданина (вх. №/ж-2023 от ДД.ММ.ГГГГ), в котором последний сообщает, что Общество с ограниченной ответственностью «Автовокзал» (далее - ООО «Автовокзал») при посещении туалета в здании автовокзала « Северный» по адресу: <адрес> пассажиров взимает плату при наличии билета на перевозку по маршруту регулярных перевозок.
Ранее в адрес Управления Роспотребнадзора по <адрес> поступали обращения граждан, о том, что при посещении туалета в здании автовокзала «Северный» по адресу: <адрес> ( ООО «Автовокзал») с пассажиров взимается плата при наличии билета на перевозку по маршруту регулярных перевозок. В связи с чем, в отношении ООО «Автовокзал» были выданы предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований Правил. Нарушения до настоящего времени не устранены.
В соответствии со ст. 39.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, грузов для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, применяются также положения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», на основании настоящего Федерального закона Правительство Российской Федерации утверждает правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также правила перевозок грузов автомобильным транспортом.
Статьей 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 259-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (с изм. и доп.) предусмотрено, что пассажир имеет право бесплатного пользования залами ожидания, туалетами, размещенными на объектах транспортной инфраструктуры. Порядок такого бесплатного пользования определяется правилами перевозок пассажиров.
Согласно п. 13 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) пассажир имеет право бесплатного пользования размещенными в зданиях автовокзала, автостанции залами ожидания и туалетами при наличии билета на перевозку по маршруту регулярных перевозок, в состав которого включен этот автовокзал, автостанция, либо копии электронного билета на бумажном носителе или в виде изображения на экране мобильного устройства.
В соответствии с пп. «в» п. 15 настоящих Правил - на территории и в основном здании автовокзала, автостанции владелец автовокзала, автостанции размещает информацию о расположении предназначенных для обслуживания пассажиров и перевозчиков помещений автовокзала, автостанции, в том числе залов ожидания, билетных касс, комнаты матери и ребенка (при наличии), пунктов питания (при наличии), медицинского пункта для оказания первой помощи (при наличии), камеры хранения (при наличии), туалетов, а также о направлениях движения к ним.
Информация, предусмотренная пунктом 15 настоящих Правил, размещается владельцем автовокзала, автостанции также на официальном сайте владельца автовокзала, автостанции (при наличии) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и должна быть доступна для ознакомления на таком сайте без взимания платы, (п. 16 настоящих Правил).
Статьей 8 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителей» предусмотрено право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах).
Однако, в здании автовокзала «Северный» (ООО «Автовокзал»), расположенного по адресу: <адрес>, до настоящего времени пассажир не может воспользоваться правом бесплатного туалета, при имеющемся билете, подтверждающим право на пассажирские перевозки через указанный автовокзал, а также в помещении автовокзала нет информации в наглядной и доступной форме о том, что пассажир, при наличии билета вправе воспользоваться бесплатным туалетом.
Следовательно, действия ООО «Автовокзал», выразившиеся в нарушении требований ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 259-ФЗ, ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителей», Правил перевозок по предоставлению необходимой и достоверной информации потребителям, а также предоставлению услуги бесплатного пользования туалетом при наличии билета, не основаны на законе и являются нарушением прав потребителей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 8,39.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителей», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении минимальных требований к оборудованию автовокзалов и автостанций" и исходя из доказанности факта нарушения ответчиком норм действующего законодательства в сфере прав пассажиров, Управление Роспотребнадзора по <адрес> просит удовлетворить исковые требования.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил требования, просил признать действия ООО «Автовокзал» в отношении неопределенного круга потребителей, выразившееся в нарушении требований ст.26 Федерального закона Российской Федерации № 259-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», п.13 Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № – противоправными, возложить обязанность на ООО «Автовокзал» предоставлять пассажирам право бесплатного пользования размещенными в зданиях автовокзала туалетами, разместить в удобном для обозрения месте для пассажиров, следующих через автовокзал, расположенный по адресу: <адрес>, информацию о конкретном бесплатном туалете автовокзала для обеспечения прав пассажиров на бесплатное пользование туалетом, довести решение суда в течении 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу через средства массовой информации и по прежним основаниям.
В судебном заседании представители истца - Управления Роспотребнадзора по <адрес> ФИО5 и ФИО6, действующие на основании доверенностей, уточненные исковые требования и доводы основного искового заявления поддержали в полном объеме по изложенным в них основаниям и просили суд их удовлетворить. Также в ходе судебного разбирательства представили письменные возражения на отзыв ответчика по иску, согласно которого жалобы по вопросу отказа в предоставлении бесплатного пользования туалетом от пассажиров продолжают поступать и до настоящего времени, неоднократно в адрес ответчика направлялись предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований п. 13, п. 15,16 Правил, ст. 10 Закона о защите прав потребителей. Органы государственной власти вправе обращаться в суд в целях защиты прав и охраняемых законом интересов других лиц в случаях, предусмотренных законом. Так, на основании ст. 40 закона о защите прав потребителей Роспотребнадзор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей. На основании поступившей информации от граждан (письменные обращения: вх. №/ж-2023 от ДД.ММ.ГГГГ вх.1998/ж-2022 от ДД.ММ.ГГГГ, вх. №/ж-2021 от ДД.ММ.ГГГГ, вх. №/ж-2022 от ДД.ММ.ГГГГ, 1232/2022 от ДД.ММ.ГГГГ), где сообщалось о невозможности пассажирам беспрепятственно воспользоваться туалетной комнатой на автовокзале «Северный» по адресу: <адрес>, Управлением было инициировано исковое заявление с требованием обеспечить соблюдение п. 13 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. №), обеспечить порядок (контроль) бесплатного пользования размещенными в зданиях автовокзала туалетами при наличии билета на перевозку по маршруту регулярных перевозок, в состав которого
включен этот автовокзал, автостанция, в том числе приобретенного электронного билета.
Необходимо отметить, что Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в частности ст. 7 установлены требования к письменному обращению, где согласно п.3 настоящей статьи обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свою фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения.
Таким образом, довод ООО «Автовокзал», что обращение (вх. 395/ж-2023 от ДД.ММ.ГГГГ) является анонимным не является обоснованным, т.к. данное обращение содержит информацию с указанием ФИО, контактных данных заявителя для направления ответа. Кроме того, обращения (вх. 1998/ж-2022 от ДД.ММ.ГГГГ, вх. №/ж-2021 от ДД.ММ.ГГГГ, вх. №/ж-2022 от ДД.ММ.ГГГГ, 1232/2022 от ДД.ММ.ГГГГ) также имеют сведения о заявителях, но необходимо отметить, что в данном случае Управлением подано заявление в защиту неопределенного круга лиц, а не в защиту конкретного потребителя (группы лиц), следовательно доводы Ответчика о наличии или отсутствии персональных данных к существу вопроса отношения не имеют.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 248-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» под государственным контролем (надзором) муниципальным контролем в Российской Федерации (далее - государственный контроль (надзор), муниципальный контроль) понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций, как контролируемых лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Федерального закона № 248-ФЗ с целью организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий при подаче заявление в электронном виде необходимо пройти процедуру идентификации и аутентификации заявителя посредством единой системы идентификации и аутентификации на едином портале государственных и муниципальных услуг.
Таким образом, в случае подачи обращения (заявления) способом, не позволяющим идентифицировать и аутентифицировать заявителя, должностное лицо органа контроля (надзора) рассматривает обращение в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 59-ФЗ), без проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
Управлением, неоднократно указывалось, что контрольные (надзорные) мероприятия в отношении ООО «Автовокзал» не проводились по причине вступившем в силу постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее - Постановление №), которое устанавливает порядок проведения, в том числе, внеплановых контрольно-надзорных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов по основаниям предусмотренными пп. «а» -«в» п. 3 настоящего Постановления.
Таким образом, в настоящее время акцент контрольно-надзорной деятельности Управления смещен с проведения проверок на профилактику нарушений. Согласно ст. 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 248-ФЗ, контрольные (надзорные) органы могут проводить следующие профилактические мероприятия: информирование; обобщение правоприменительной практики; меры стимулирования добросовестности; объявление предостережения; консультирование; самообследование; профилактический визит.
Предостережение - это профилактическая мера, направленная на недопущение нарушений действующего законодательства и своевременное устранение выявленных нарушений. Указанная мера предусмотрена ч. 1 ст. 49 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Учитывая, что в обращениях содержались сведения о действиях (бездействиях), организации, ее должностных лиц и (или) работников, которые приводят к нарушениям обязательных требований, а именно п.13 Правил перевозок, Управлением в отношении ООО «Автовокзал) выданы предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, которые направлены в адрес хозяйствующего субъекта.
При этом необходимо отметить, что на основании п. 4 ст. 49 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 248-ФЗ контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в контрольный (надзорный) орган возражение в отношении указанного предостережения.
ООО «Автовокзал» был письменно разъяснен порядок прохождения самообследования, в целях профилактики нарушения обязательных требований, а также порядок подачи и рассмотрения возражения в отношении предостережения. До настоящего времени предостережения ООО «Автовокзал» исполнены не были, информация в Управление не поступала. Следовательно, доводы ООО «Автовокзал» о невозможности своевременного реагирования и принятия необходимых действий (мер) со стороны хозяйствующего субъекта Управление считает несостоятельными.
Ответчик (ООО Автовокзал») указывает в своих возражениях, что предмет спора связан с осуществлением предпринимательской деятельностью, которую осуществляет ИП ФИО14, с чем Управление не может согласиться по следующим основаниям.
Согласно Закону РФ ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителей» (далее- Закон), настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает право потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Как указано в ч. 1 ст. 10 Закона о защите прав потребителей, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 259-ФЗ), а также принятыми на его основе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом.
В соответствии со ст.26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 259-ФЗ, пассажир имеет право бесплатного пользования залами ожидания, туалетами, размещенными на объектах транспортной инфраструктуры. Порядок такого бесплатного пользования определяется правилами перевозок пассажиров.
В соответствии с п.13 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», пассажир имеет право бесплатного пользования размещенными в зданиях автовокзала, автостанции залами ожидания и туалетами при наличии билета на перевозку по маршруту регулярных перевозок, в состав которого включен этот автовокзал, автостанция, либо копии электронного билета на бумажном носителе или в виде изображения на экране мобильного устройства.
Необходимо отметить, что действующее законодательство не ставит право бесплатного пользования туалетами, размещенными в зданиях автовокзалов, автостанций в зависимость от покупки билета у конкретного перевозчика.
Следовательно, правом бесплатного посещения туалетов, размещенных в зданиях и на территории автовокзалов, автостанций обладает любой пассажир при наличии действительного проездного билета по маршруту регулярных перевозок.
В силу п. 9 ст. 2 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.
В подпунктах 8, 9 п.1 ст.З Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 определены понятия автовокзал и автостанция объекта, владелец транспортной инфраструктуры.
Автовокзал и автостанция - объекты транспортной инфраструктуры, включающие в себя комплексы зданий, сооружений, которые размещены на специально отведенных территориях, предназначены для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок и оборудование которых соответствует установленным требованиям.
Кроме того, в п.2 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, определено, что автовокзал - объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя комплекс зданий и сооружений, размещенный на специально отведенной территории предназначенный для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа, имеющий соответствующее установленным минимальным требованиям оборудование и обеспечивающий возможность отправления более 1000 человек в сутки.
Согласно п.1 Минимальных требований к оборудованию автовокзалов и автостанций, утвержденных Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № минимальные требования к оборудованию автовокзалов и автостанций обязательны для выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, владеющими автовокзалами на праве собственности или ином законном основании.
Согласно пп.4 п.2 Минимальных требований к оборудованию автовокзалов автостанций, утвержденных Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № в целях оказания услуг пассажирам и водителям на территории автовокзала владельцами автовокзалов размещается туалет.
Из анализа статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» согласно которой пассажир имеет право бесплатного пользования залами ожидания, туалетами, размещенными на объектах транспортной инфраструктуры и содержания Инструкции по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий автомобильного транспорта, утвержденной Минтрансом России ДД.ММ.ГГГГ, следует, что услуги автовокзалов, в том числе содержание помещений и охрана, являются неотъемлемой частью договора перевозки, при этом стоимость услуг автостанций входит в стоимость билета по перевозке пассажира и багажа.
Так, согласно ФИО1751825-2001 «Услуги пассажирского автомобильного транспорта», утвержденного постановлением Госстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, услуги пассажирского автомобильного транспорта подразделяются на две группы: на услуги по непосредственному перемещению пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств (услуги по перевозке) и услуги, не связанные с перемещением пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств, но имеющие непосредственное отношение к перевозке (пункт 3.1).
В пункте 3.3 ФИО1751825-2001 указано, что услуги, не связанные с перемещением пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств, включают в себя: услуги по продаже проездных документов (продажа, прием сдаваемых проездных документов, резервирование мест, доставка билетов по указанному адресу и т.п.); информационные услуги (предоставление зрительной и световой информации о месте и времени отправления автотранспортных средств, расписание движения, тарифах, правилах перевозок и т.п.); оказание услуг в медпунктах, комнатах материи ребенка, помещениях отдыха пассажиров и т.п.); предоставление санитарно-гигиенических услуг, т.е. туалетов; услуги по хранению и обработке багажа (упаковка багажа, услуги камеры хранения, услуги носильщиков и т.п.).
Таким образом, в силу действующего законодательства при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров, а также оказания услуг имеющие непосредственное отношение к перевозке, Ответчик обязан соблюдать общие требования (п. 4 ФИО17 518252001 «Услуги пассажирского автомобильного транспорта»), в том числе обеспечить удобство нахождения пассажиров на автовокзалах и пассажирских автостанциях, включая возможность пользования туалетом (п.п. 4.3.3.1 ФИО17 51825-2001).
Действия ответчика по нарушению вышеуказанных требований нашло свое подтверждение при проведении выездного обследования специалистами Управления, что отражено в Акте от 16.05.2023г.
Так, помимо указателей при входе в общественный туалет имеется информация (объявление) о возмездности услуги, которая размещена на стекле при проходе в туалет. Информационный стенд находится в стеклянном помещении, за спиной у работников (кассиров). Доступ к данному информационному стенду затруднен и, следовательно влечет невозможность ознакомления с размещенной на нем информацией и содержанием.
Кроме того, принимая во внимание тот факт, что по заключенному договору с собственниками здания одно и то же помещение находится в аренде у ООО «Автовокзал» и ИП ФИО14, который оказывает платные услуги, несомненно, указывает на обстоятельства при которых отсутствие полной, достоверной информации и ее доведения надлежащим образом до потребителя (пассажира) может влиять на правильность выбора.
Таким образом, Ответчик (ООО «Автовокзал»), из совокупности фактов, должен был надлежащим образом обеспечить пассажирам беспрепятственно воспользоваться туалетной комнатой на автовокзале «Северный» по адресу: <адрес>, осуществлять необходимый контроль за реализацией этого права, а также разместить в доступном для обозрении месте информацию о праве бесплатного посещения туалетов.
На основании изложенного просили удовлетворить свои требования в полном объеме.
Представитель ответчика – ООО «Автовокзал» ФИО7 (по доверенности) против иска возражал, просил в иске отказать на основании представленных письменных отзывов на иск, согласно которых электронные анонимные обращения неустановленных лиц с информацией о взимании с пассажира платы за посещение туалета не могли являться законным основанием для вынесения предостережения ООО «Автовокзал» и предъявления исковых требований, поскольку содержат информацию о том, что оспариваемые заявителем действия совершены не работниками автовокзала, а персоналом иной организации. Вынесенные предостережения в адрес ответчика со стороны истца не содержат никакой информации о том, когда, при каких обстоятельствах и кем именно допущено нарушение, какие меры и в какие сроки необходимо принять ООО «Автовокзал» для обеспечения соблюдения индивидуальным предпринимателем обязательных требований. Третье лицо ИП ФИО14 также, как и ответчик ООО «Автовокзал», является арендатором части помещений и здания, расположенного по адресу: <адрес>. Наряду с ответчиком и третьим лицом арендаторами являются иные юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческую деятельность в здании. Заключенные между арендодателями и арендаторами договоры аренды с множественностью лиц, по мнению участвующих в настоящем деле сторон, не нарушают прав и законных интересов сторон сделки. Стороны сделок осведомлены о наличии иных арендаторов, согласны с условиями договоров с множественностью лиц, не оспаривают сделки, добросовестно исполняют взятые на себя обязательства. Рассматриваемые требования истца, не являющегося стороной сделки, не содержат требований о признании сделок недействительными и о применении последствий недействительности сделки.
Истец получил достоверные сведения о том, что спор пассажиров возник с третьим лицом - ИП ФИО14, а не с ответчиком. Указанный предприниматель представил доказательства в виде документов и объяснений по предмету спора, пояснив, что именно он оказывал платные услуги пользования туалетом гражданам, проверяя наличие у них билетов для предоставления пассажирам бесплатного доступа к туалетам. О нарушении прав и возникновение спора с индивидуальным предпринимателем заявители (пассажиры) прямо указывали истцу в рассмотренных контрольным (надзорным) органом обращениях. Допрошенные в судебных заседаниях, по ходатайству истца, пассажиры подтвердили, что их права нарушены не ответчиком, а индивидуальным предпринимателем. Претензий непосредственно к ответчику указанные заявители (пассажиры) не имеют. Поясняют, что в ответ на устные обращения персоналом ответчика им давались все необходимые разъяснения, а также, совместно с полицией, им оказывалось содействие в реализации прав пассажира. Ответы о результатах рассмотрения контрольным (надзорным) органом обращений пассажиров содержали разъяснения о праве потребителя обратиться в суд по вопросу разрешения спора с лицом, нарушившим права противоправными действиями. Таким образом, истцом определен круг пассажиров, права которых нарушены, а также третье лицо, нарушившее права и причинившее убытки пассажирам. О нарушении прав иных лиц, круг которых не определен и которых невозможно определить, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела, истец в исковом заявлении, дополнениях и изменениях к нему, объяснениях не сообщил. Свидетели также не сообщили об известных им фактах нарушения прав и причинении убытков иных лиц, круг которых невозможно определить. Свидетели (пассажиры, обращавшиеся с жалобами в контрольный (надзорный) орган) которым в результате оказания предпринимателем платных услуг причинены убытки, подлежащие возмещению, допрошены в качестве свидетелей, но не привлечены к участию в качестве сторон либо третьих лиц. Вместе с тем, как следует из п. 3 ст. 391.9 ГПК, законные интересы неопределенного круга лиц представляют собой разновидность публичных интересов. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами некоторых положений раздела 1 части Гражданского кодекса Российской Федерации» по поводу содержания публичного интереса судам разъясняется, что под публичными интересами следует понимать интересы неопределенного круга лиц. В порядке судебного толкования в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2004 года (далее - Обзор) судам разъясняется, что «под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела» (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. №. С. 27). То есть, под понятием «защита неопределенного круга лиц» понимается защита общих интересов физических лиц, когда установление их общего количества не требуется. «Неопределенный круг лиц» это такой круг лиц, который невозможно определить, привлечь в процесс в качестве истцов и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них. В соответствии со ст. 40 и ст. 43 ГПК привлечены в качестве участвующих в деле лиц могут быть лишь соответчики, а также третьи лица, заявляющие либо не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» судам разъяснено, что в соответствии со ст. 45 и ст. 46 ГПК РФ, ст. 44, ст. 45 и ст. 46 Закона о защите прав потребителей, суду общей юрисдикции подведомственны дела по искам уполномоченных органов к исполнителю услуг, поданным в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей. В защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика (исполнителя услуг) противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (ст. 1065 ГК РФ, ст. 46 Закона). Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, установлены требования к перевозчикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, а также порядок организации различных видов перевозок пассажиров, предусмотренных Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
С учетом изложенного, со ссылками на нормы гражданского законодательства РФ, регулирующими правоотношения между пассажирами и перевозчиками, Устав автомобильного транспорта, при отсутствии сведений о предъявлении контрольным (надзорным) органом перевозчику претензии о нарушении прав пассажиров в ходе незавершенных перевозок, повлекших для них убытки, при отсутствии исковых требований к перевозчикам и непринятием ими участия в рассмотрении спора с пассажирами, обратившимися с жалобами в контрольный (надзорный) орган, а также при наличии установленных и подтвержденных в заседаниях данных о нарушении прав пассажиров и возникновении спора между пассажирами и третьим лицом, представленные истцом доказательства и их раскрытие не является мотивированным обоснованием исковых требований к ООО «Автовокзал», а лишь свидетельствует о предъявлении иска к ненадлежащему ответчику. Предъявление исковых требований в защиту неопределенного круга лиц, при наличии у истца достоверных данных о круге индивидуализированных лиц, права которых нарушены, без их привлечения в процесс в качестве истцов либо третьих лицу разрешения вопросов о правах и обязанностях каждого из них и указании в судебном решении, является необоснованным и недопустимым.
Требования о признании действий ответчика незаконными, обеспечении соблюдения п. 13 Правил перевозок и обязанности разместить информацию о конкретном бесплатном туалете не являются обоснованными, так как ответчик не нарушал установленных Правилами перевозок пассажиров требований. В строгом соответствии с подпунктом «в» пункта 15 и пункта 16 Правил, в здании автовокзала размещена информация о расположении предназначенных для обслуживания пассажиров и перевозчиков помещений автовокзала, в том числе туалетов, а также о направлениях движения к ним. Указанная информация размещена также на официальном сайте автовокзала в сети «Интернет», доступна для ознакомления на таком сайте без взимания платы.
Перечисленные пункты Правил не предусматривают размещение в удобном для обозрения месте для пассажиров, следующих через автовокзал, информации о конкретном бесплатном туалете автовокзала для обеспечения прав пассажиров на бесплатное пользование туалетом. Они предусматривают право пассажира на бесплатное пользование размещенными в зданиях автовокзала туалетами.
Сведения об обращении истца в компетентные органы за разъяснениями вопросов о виде и порядке размещения информации о конкретном бесплатном туалете автовокзала и понятия удобного для обозрения места, истцом не представлены.
В судебном заседании представитель истца не смог разъяснить исковые требования и сослаться на требования законодательства и нормативно-правовых актов, определяющих вид, размеры, текстовое либо графическое содержание, цветовое решение, место размещения и иные параметры информации, требуемой истцом к размещению ответчиком.
Ответчик представил доказательства того, что в арендуемой ООО «Автовокзал» части здания автовокзала предусмотрены вывески и стенды со справочной информацией для пассажиров, наглядно свидетельствующие о наличии и направлении движения к туалетам, а также о правах пассажиров на бесплатное пользование туалетом.
На дверях туалетов имеются информационные указатели о наличии туалетов и направлении движения к ним. Перед туалетами также размещен информационный стенд, содержащий информацию с выдержками из Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, относительно прав пассажиров на бесплатное пользование туалетом.
Кроме того, один из информационных стендов содержит всю необходимую информацию именно об индивидуальном предпринимателе, осуществляющем платные услуги для посетителей туалетов, за исключением пассажиров, имеющих билет.
Сведения о платных и бесплатных услугах, предоставляемых ответчиком, размещены также на сайте ООО «Автовокзал» в сети Интернет. Информация о платных услугах размещена в разделе «услуги». В число таких услуг пользование туалетом в здании не входит. Информация о инфраструктуре для качественного обслуживания пассажиров размещена в разделе «о предприятии». Она содержит сведения о наличии зала ожидания, камер хранения, комнаты матери и ребенка, туалетов и т.д., то есть право пассажиров на бесплатное пользование размещенными в здании автовокзала туалетами, при наличии у пассажира билета на перевозку, реализовано ответчиком. Единичные споры граждан с индивидуальным предпринимателем подлежат разрешению с выяснением конкретных обстоятельств возникновения такого спора, а также с обязательным участием перевозчика пассажиров.
Кроме того, в целях принятия мер предупредительно-профилактического характера, в соответствии со ст. 1065 ГК РФ, для предупреждения причинения третьим лицом вреда пассажирам, перевозчикам и их агенту (ответчику), индивидуальному предпринимателю ФИО14 дополнительно направлена претензия от ДД.ММ.ГГГГ о недопустимости причинения вреда пассажирам вследствие неосновательного обогащения и нарушения прав пассажиров на бесплатное пользование размещенными в здании автовокзала туалетами, при наличии у них билета на перевозку. Поскольку ООО «Автовокзал» не наделено контрольными и надзорными полномочиями за осуществлением предпринимательской деятельности указанным лицом, не вправе применять в нему меры принудительного характера либо санкций, то в настоящее время направление ответчиком претензии является единственной мерой по предупреждению предполагаемых нарушений предпринимателя в отношении неопределенного круга пассажиров. ООО «Автовокзал не является перевозчиком, то есть исполнителем услуг по договорам перевозки пассажиров. Указанное общество является контрагентом перевозчиков, в соответствии с заключенными агентскими договорами на диспетчерско-кассовое обслуживание. Предметом заключенных с перевозчиками договоров являются обязательства агента (ООО «Автовокзал»), по поручению и за счет принципала (перевозчика), осуществлять диспетчерско-кассовое обслуживание пассажиров, а также представлять перевозчику перроны для посадки пассажиров, за вознаграждение, полученное принципалом от реализации агентом билетов пассажирам, реализации агентом багажных квитанций, сбора за интернет-продажу билетов, автовокзального сбора (суммы, взимаемой за отправление пассажира с автовокзала по билету, проданному непосредственно принципалом). Таким образом, в судебных заседаниях истец подтвердил, что заявители являлись пассажирами и имели права, соответствующие правилам перевозок автомобильным транспортом, которые подтвердили, что их права действиями ответчика не нарушены, претензий непосредственно к ООО «Автовокзал» они не имеют, а вред причинен в результате оказания им платных услуг индивидуальным предпринимателем, так как требование оплаты услуг пользования туалетом предъявлялось пассажирам индивидуальным предпринимателем, который подтвердил факт оплаты. Таким образом, доказательств совершения ответчиком действий в отношении неопределенного круга лиц потребителей, которые следует признать противоправными, истцом не представлено. Ответчиком не совершены действия, направленные на создание препятствий либо затруднение пассажирам реализации права бесплатного пользования туалетами. О нарушении прав пассажиров предпринимателем ответчик узнал только после окончания действий третьего лица и самих пассажиров. Таким образом, истцом точно определен круг потерпевших, соответственно достоверно установлены исполнители услуг- перевозчики. Со ссылками на нормы гражданского законодательства РФ, регулирующими правоотношения между пассажирами и перевозчиками, ст.ст. 784, 786,789,793,1064,1096,1080,1081 ГК РФ полагает, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами, кодексами и иными законами, а также соглашением сторон.
Дополнил, что на основании договора аренды нежилого помещения, заключенного между ИП ФИО15 оглы и ИП ФИО16 (арендодатели) с одной стороны, и ООО «Автовокзал» (арендатор) в лице генерального директора ФИО8, с другой стороны ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Автовокзал» принял во временное пользование часть нежилого здания, площадью 647,16 кв.м согласно приложения №, расположенного по адресу: <адрес>. Действительно в состав нежилого здания, переданного ООО «Автовокзал» во временное пользование, входят туалеты, согласно приложению к договору № это помещения: №№, 10,11,12-туалеты общественные, №,14,15-туалеты. Дополнительными соглашениями к договору срок действия последнего продлевался до ДД.ММ.ГГГГ Никакую плату за туалеты ответчик не взимает, ее взимает ИП ФИО14, и отвечать за его действия автовокзал не может. Вместе с тем, Со стороны службы безопасности автовокзала проводились проверки по фактам, изложенным в иске, директор вокзала связывался по телефону с Управлением Роспотребнадзора, приходил сотрудник, осматривал помещения, просматривались записи с видеокамер наблюдения. Действительно, на территории автовокзала имеется касса, где взимаются платежи за пользование туалетами, Моханек принимает плату за туалеты, он технически обслуживает туалеты и следит за порядком в туалетах. Информация о инфраструктуре для качественного обслуживания пассажиров действиетльно была размещена в доступном для потребителей месте уже в ходе судебного разбирательства, а ранее информация размещалась в помещении кассы, за спиной кассира, взимающего плату за пользование туалетами, но в настоящее время данное обстоятельство устранено.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица ФИО14 в судебном заседании не отрицал обстоятельства, изложенные сторонами, пояснил, что он является кассиром, но бесплатный проход пассажиров осуществляется при предъявлении проездных билетов.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц ИП ФИО15 оглы, ИП ФИО16, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, причин уважительности своей неявки в суд не представили.
Свидетель ФИО9 в судебном заседании показала, что в прошлом году 23 июня следовала из Москвы в Тамбов, по приезду пожелала воспользоваться туалетом, женщина-кассир на вокзале не пустила ее в туалет, при этом свидетель предъявила билет, который был куплен на вокзале в кассе в <адрес>, в связи с чем ей пришлось оплатить услугу по предоставлению туалета, после чего она написала письменное обращение в Роспотребнадзор, направив его по электронной почте, ей ответили, что имеет место быть правонарушение, посоветовали обратиться в суд, она не захотела.
Свидетель ФИО10 показал, что он работает контролером в ООО «Автовокзал» с 2021 года. Ему известно, что ФИО14 является хозяином туалетов –арендатором. Ему известно, что сотрудники Роспотребнадзора просматривали видеозапись с видеокамер автовокзала. Служба безопасности автовокзала не связана с пропускным режимом в туалет. Не отрицал, что действительно поступает очень много жалоб от пассажиров по поводу отсутствия возможности воспользоваться бесплатным туалетом при наличии билета, при этом контролеры не могут пропустить без билета ни на перрон, ни обратно. Ему известно также, что при наличии проездного билета пассажиры имеют право пользоваться бесплатно туалетом, но у них на вокзале много народу, разных людей, торговых палаток. В его обязанности входит проверка безопасности, ему известно, что одни и те же помещения туалетов арендуют разные лица, разные арендаторы арендуют одни и те же туалеты.
Также в судебном заседании в присутствии лиц, участвующих в деле была осмотрена видеозапись с камер видеонаблюдения, установленных в здании ООО «Автовокзал» и представленная в суд по его запросу, (файл СН_20230627102527), на которой зафиксированы неоднократные факты взимания платы за пользование туалетами с посетителей, в руках которых находился багаж, что говорит о недвусмысленности их статуса как пассажиров, при этом проверка каких-либо документов не осуществлялась.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, свидетелей, изучив материалы гражданского дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности согласно ст. 12, 55, 59, 60, 67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, установив юридически значимые обстоятельства, суд пришел к следующему.
Согласно ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется в полном объеме судебная защита его прав и свобод. Из данной нормы в ее взаимосвязи со ст. 17 Конституции РФ следует, что право на судебную защиту относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека в России и служит, в свою очередь, необходимой гарантией осуществления всех других прав и свобод, обеспечиваемых согласно ст. 18 Конституции РФ правосудием, признание, соблюдение и защита которых согласно ст. 2 Конституции РФ - обязанность государства.
В соответствии со ст. 46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Из разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», следует, что в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика.
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями и дополнениями) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» данная служба осуществляет, в том числе полномочия по надзору и контролю за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения требований ст. 39.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», правил оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, грузов для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, применяются также положения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», на основании настоящего Федерального закона Правительство Российской Федерации утверждает правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также правила перевозок грузов автомобильным транспортом.
Статьей 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (с изм. и доп.) предусмотрено, что пассажир имеет право бесплатного пользования залами ожидания, туалетами, размещенными на объектах транспортной инфраструктуры. Порядок такого бесплатного пользования определяется правилами перевозок пассажиров.
Согласно п. 13 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №)- далее Правила перевозок) пассажир имеет право бесплатного пользования размещенными в зданиях автовокзала, автостанции залами ожидания и туалетами при наличии билета на перевозку по маршруту регулярных перевозок, в состав которого включен этот автовокзал, автостанция, либо копии электронного билета на бумажном носителе или в виде изображения на экране мобильного устройства.
В соответствии с пп. «в» п. 15 настоящих Правил - на территории и в основном здании автовокзала, автостанции владелец автовокзала, автостанции размещает информацию о расположении предназначенных для обслуживания пассажиров и перевозчиков помещений автовокзала, автостанции, в том числе залов ожидания, билетных касс, комнаты матери и ребенка (при наличии), пунктов питания (при наличии), медицинского пункта для оказания первой помощи (при наличии), камеры хранения (при наличии), туалетов, а также о направлениях движения к ним.
Информация, предусмотренная пунктом 15 настоящих Правил перевозок, размещается владельцем автовокзала, автостанции также на официальном сайте владельца автовокзала, автостанции (при наличии) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и должна быть доступна для ознакомления на таком сайте без взимания платы, (п. 16 настоящих Правил).
Статьей 8 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителей» предусмотрено право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах).
В соответствии с п.1 Приказа Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении минимальных требований к оборудованию автовокзалов и автостанций» минимальные требования к оборудованию автовокзалов и автостанций (далее - Требования) обязательны для выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, владеющими автовокзалами и (или) автостанциями на праве собственности или ином законном основании (далее - владельцы автовокзалов и автостанций).
На основании договора аренды, заключенного между ИП ФИО15 оглы, ИП ФИО16 (арендодатели) с одной стороны, и ООО «Автовокзал» (арендатор) в лице генерального директора ФИО8, с другой стороны, от ДД.ММ.ГГГГ с условием пролонгации арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование часть нежилого здания, площадью 647,16 кв.м в соответствии с Приложением 1, расположенного по адресу: <адрес>, арендуемое помещение предоставляется арендатору для использования для деятельности автобусных станций и на момент передачи в аренду пригодно для использования на эти цели.
Согласно указанного Приложения в часть принятого ответчиком (арендатором) от арендодателя здания входят в том числе туалеты общественные: номера помещений- 9,10,11,12, право на бесплатное пользование которых имеет пассажир при наличии билета на перевозку по маршруту регулярных перевозок, в состав которого включен этот автовокзал, автостанция, либо копии электронного билета на бумажном носителе или в виде изображения на экране мобильного устройства в соответствии со ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 259-ФЗ и Правилами перевозок.
В соответствии с передаточным актом к договору аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО15 и ИП ФИО11(арендодатели) передали ООО «Автовокзал» (арендатору), а арендатор принял часть нежилого помещения, площадью 647,16 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> для использования для деятельности автовокзала.
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. (ч. 1 ст. 606 ГК РФ).
Пользование арендатором арендованным имуществом допускается только в соответствии с его назначением, которое может определяться либо в условиях договора, либо устанавливаться в законе, либо исходить из общего содержания и признаков имущества. Если арендатор пользуется имуществом не в соответствии с условиями договора аренды или назначением имущества, арендодатель имеет право потребовать расторжения договора и возмещения убытков. (ч. 1, ч. 3 ст. 615 ГК РФ).
Исходя из условий заключенного договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ ответчику предоставляется помещение для использования для деятельности автобусных станций и атвовокзала.
В подпунктах 8, 9 п.1 ст.З Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 определены понятия автовокзал и автостанция объекта, владелец транспортной инфраструктуры.
Автовокзал и автостанция - объекты транспортной инфраструктуры, включающие в себя комплексы зданий, сооружений, которые размещены на специально отведенных территориях, предназначены для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок и оборудование которых соответствует установленным требованиям.
Из анализа статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 259-ФЗ, Инструкции по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий автомобильного транспорта, утвержденной Минтрансом России ДД.ММ.ГГГГ, следует, что услуги автовокзалов, в том числе содержание помещений и охрана, являются неотъемлемой частью договора перевозки, при этом стоимость услуг автостанций входит в стоимость билета по перевозке пассажира и багажа.
Так, согласно ФИО17 51825-2001 «Услуги пассажирского автомобильного транспорта», утвержденного постановлением Госстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, услуги пассажирского автомобильного транспорта подразделяются на две группы: на услуги по непосредственному перемещению пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств (услуги по перевозке) и услуги, не связанные с перемещением пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств, но имеющие непосредственное отношение к перевозке (пункт 3.1).
Услуги, не связанные с перемещением пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств, включают в себя: услуги по продаже проездных документов (продажа, прием сдаваемых проездных документов, резервирование мест, доставка билетов по указанному адресу и т.п.); информационные услуги (предоставление зрительной и световой информации о месте и времени отправления автотранспортных средств, расписание движения, тарифах, правилах перевозок и т.п.); оказание услуг в медпунктах, комнатах материи ребенка, помещениях отдыха пассажиров и т.п.); предоставление санитарно-гигиенических услуг; услуги по хранению и обработке багажа (упаковка багажа, услуги камеры хранения, услуги носильщиков и т.п.) (п. 3.3 ФИО1751825-2001).
Таким образом, в силу действующего законодательства при осуществлении деятельности по оказанию услуг по перевозке пассажиров, а также оказанию услуг, имеющих непосредственное отношение к перевозке, Ответчик обязан соблюдать общие требования (п. 4 ФИО17 51825-2001), в том числе обеспечить удобство нахождения пассажиров на автовокзалах и пассажирских автостанциях, включая возможность пользования туалетом (п.п. 4.3.3.1 ФИО17 51825-2001).
Однако, в здании автовокзала «Северный» (ООО «Автовокзал»), расположенного по адресу: <адрес>, до настоящего времени пассажир не может воспользоваться правом бесплатного туалета, при имеющемся билете, подтверждающим право на пассажирские перевозки через указанный автовокзал, а также в помещении автовокзала нет информации в наглядной и доступной форме о том, что пассажир, при наличии билета вправе воспользоваться бесплатным туалетом.
Следовательно, действия ООО «Автовокзал», выразившиеся в нарушении требований ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, условия договора аренды, допускающим использование переданного имущества только в соответствии с его назначением, о предоставлении необходимой и достоверной информации потребителям, услуги бесплатного пользования туалетом при наличии билета не основаны на законе и являются нарушением прав потребителей.
В судебном заседании установлено, что в адрес Управления Роспотребнадзора по <адрес> неоднократно от граждан поступали обращения (письменные обращения: вх. №/ж-2023 от ДД.ММ.ГГГГ, вх.999/ж-2023 от ДД.ММ.ГГГГ, вх. №/ж-2021 от ДД.ММ.ГГГГ, вх. №/ж-2022 от ДД.ММ.ГГГГ, 1232/2022 от ДД.ММ.ГГГГ), в которых сообщалось о невозможности пассажирам беспрепятственно воспользоваться туалетной комнатой на автовокзале «Северный» по адресу: <адрес>.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 248-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в пределах своей компетенции Управлением в отношении ООО «Автовокзал» выданы предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, которые направлены в адрес хозяйствующего субъекта.
При этом, на основании п. 4 ст. 49 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 248-ФЗ контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в контрольный (надзорный) орган возражение в отношении указанного предостережения.
Однако, до настоящего времени предостережения ООО «Автовокзал» не исполнены, возражения не поступали. Данные обстоятельства установлены в ходе судебного разбирательства, подтверждены материалами дела и не оспаривались стороной ответчика.
Доводы представителя ответчика о том, что предмет спора связан с осуществлением предпринимательской деятельностью ИП ФИО14, обращения граждан содержат прямое указание на нарушение их прав со стороны ИП ФИО14, что в данном случае должны применяться нормы права, регулирующие правоотношения между пассажирами и перевозчиками, что недопустимым является предъявление исковых требований в защиту неопределенного круга лиц, при наличии у истца достоверных данных о круге индивидуализированных лиц, права которых нарушены, что Правила перевозок не предусматривают размещение в удобном для обозрения месте для пассажиров, следующих через вокзал, информации о конкретном бесплатном туалете автовокзала, понятие удобного места для обозрения истцом не раскрыто, не разъяснены требования законодательства и нормативно-правовых актов, определяющих вид, размеры, текстовое либо графическое содержание, цветовое решение, место размещения и иные параметры информации, требуемой истцом к размещению ответчиком, судом признаются несостоятельными по вышеизложенным основаниям, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, опровергаются установленными по делу обстоятельствами, а также имеющимися в деле доказательствами.
Иного в судебном заседании не установлено и не представлено, как не представлено доказательств каких-либо нарушений прав потребителей со стороны перевозчиков. При этом основным видом деятельности ООО «Автовокзал» является деятельность автовокзалов и автостанций, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, а правам пассажира, гарантированным ст. 26 ФЗ РФ № 259-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», установленными Правилами перевозок, корреспондирует обязанность лиц, осуществляющих эксплуатацию объектов транспортной инфраструктуры, создать условия для их реализации.
Кроме того, в комментируемой ст. 8 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-I «О защите прав потребителей» определены виды информации, которые изготовитель (исполнитель, продавец) обязан предоставить потребителю по его требованию. В ст.ст. 9-11 комментируемого Закона раскрывается содержание этой информации. В соответствии с п. 1 комментируемой ст. 8 Закона предоставляемая потребителю информация должна отвечать двум критериям- она должна быть необходимой и достоверной. Комментируемый закон не содержит определения «необходимой информации», однако, исходя из смыслового значения слова «необходимый», можно сделать вывод о характере такой информации. Необходимы- нужная, обязательная, без которой нельзя обойтись потребителю, чтобы сделать правильный (компетентный) выбор товара (работы, услуги).
Достоверность информации предполагает соответствие содержащихся в ней сведений о товаре (работе, услуге) действительным. Вместе с тем, анализ положений ст.ст.8 и 10 комментируемого Закона позволяет в качестве характерных признаков предоставляемой потребителю информации определить также ее доступность, наглядность, своевременность и соответствующее содержание. В п. 2 комментируемой статьи определены требования, предъявляемые к форме и способам доведения до потребителя указанной информации при заключении договоров купли-продажи товаров, выполнении работ или оказании услуг. Информация должна быть наглядной, она должна быть размещена в доступном для потребителя месте или доведена до потребителя иным способом, принятом в отдельных сферах обслуживания. Таким образом, комментируемая статья не устанавливает конкретные способы, которыми указанная информация должна доводиться до потребителя, а ограничивается лишь перечислением возможных способов ее доведения. Конкретные способы доведения информации до потребителя в отдельных случаях определяются правилами продажи отдельных видов товаров, правилами бытового и иных видов обслуживания потребителей (правилами выполнения отдельных видов работ и правилами оказания отдельных видов услуг), утверждаемыми Правительством РФ.
С учетом установленных по делу обстоятельств, а также, учитывая, что помимо ООО «Автовокзал» во временное пользование за плату арендодатели в лице ИП ФИО15оглы и ИП ФИО16 передали арендатору ИП ФИО14 объекты недвижимого имущества –свободную площадь и помещения (туалеты): №№,10,11,12, согласно приложению № к договору аренды, расположенные в нежилом здании автовокзала по адресу: <адрес>, то размещение информационных указателей о наличии туалетов без указания конкретного бесплатного туалета автовокзала не сможет обеспечить деятельность ответчика без нарушения требований, отвечающим целям такой деятельности, и не будет отвечать таким целям, в связи с чем довод ответчика о том, что в настоящее время ответчиком размещены информационные указатели о наличие туалетов в здании вокзала, вывески и стенды со справочной информацией для пассажиров судом отклоняется, поскольку до настоящего времени необходимая и достоверная информация до сведения пассажиров последним не доведена.
Кроме того, своими действиями по принятию в отношении ИП ФИО14 мер предупредительно-профилактического характера в виде направления последнему претензии, ответчик не оспаривал факт допущенных нарушений.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования Управления Роспотребнадзора по <адрес> являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании ч.ч. 1 и 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. HYPERLINK "http://192.168.0.209:7777/document/redirect/12128809/194"194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>, ИНН/КПП 6829012104/682901001, в интересах неопределенного круга потребителей удовлетворить.
Признать действия ООО «Автовокзал», ИНН 6829159280, в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся в нарушении требований ст.26 Федерального закона Российской Федерации № 259-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», п.13 Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № - противоправными.
Возложить обязанность на ООО «Автовокзал» предоставлять пассажирам право бесплатного пользования размещенными в зданиях автовокзала туалетами, разместить в удобном для обозрения месте для пассажиров, следующих через автовокзал, расположенный по адресу: <адрес>, информацию о конкретном бесплатном туалете автовокзала для обеспечения прав пассажиров на бесплатное пользование туалетом и довести решение суда до сведения потребителей через средства массовой информации в течении 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ООО «Автовокзал» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ л
Судья ФИО12Грязнева
Копия верна.
Судья: Е.В.Грязнева
